Экономика
Дети и пушкин
|
Русский костюм XIX века
Европейское влияние на костюм аристократии имеет начало в петровское время.
Прочно став в XVIII в. на путь общеевропейского развития, русское дворянство, как и аристократия всей Европы,
начало во всем следовать
французской моде. Журналы мод, которые с XIX в. начинают регулярно
выходить в России («Московский Меркурий», «Модный вестник», «Всеобщий модный журнал», «Модный магазин»),
а также художественно-литературные журналы «Библиотека для чтения», «Современник» помещают французские модели.
Роскошные туалеты русской аристократии по-прежнему привозят из Парижа или шьют по европейским модным образцам.
Успешно работают в этот период известные петербургские и московские швейные мастерские «Ломанов», «Г-жа Ольга», «Бризак», «Иванова», «Шансо». Живопись русских художников XIX в., журналы мод свидетельствуют о том, что
костюм русской аристократии строго следовал во времени и в формах общему европейскому развитию.
Увлечение античностью выразилось в начале века в костюме стиля ампир.
Современники поэтически сравнивают женские образы с изображениями римских барельефов и этрусских ваз.
В 30-е гг. утверждается дальнейшая пышность и помпезность русского придворного этикета и костюма.
Она является своего рода отголоском жестокой реакции в общественной жизни
России после расправы с декабристами в 1825 г. Царь Николай I указом от 27 февраля 1834 г. устанавливает
специальную форму русского придворного костюма. Модные французские формы механически соединяются в нем с
русским орнаментом золотого и серебряного шитья, украшением драгоценностями. Цель этого псевдорусского стиля —
представить царское самодержавие выразителем народных интересов. В Москве и Петербурге открываются золотошвейные
мастерские, где расшиваются парадные дворцовые туалеты, стоимость которых превышала 20-25 тыс. золотых рублей.
Эклектика, смешение различных художественных стилей, которое начинается в 30-60 гг., особенно акцентирует
возвращение к рококо. Голубые, белые, лимонные атласные ткани, затканные букетами цветов и вышитые узорами рокайля,
пышные юбки на кринолинах, головные уборы и прически напоминают блестящих маркиз времен Людовика XV.
Стиль модерн в русском костюме отражен в женских портретах того времени. Изогнутые жесткими корсетами
костюмы создают загадочный, отрешенный от реальной жизни женский облик.
Наталья Николаевна Пушкина - ярчайшая иллюстрация "модной жены" пушкинского времени 19 века.
|