Экономика
Дети и Пушкин

Пушкин в лабиринте инвариантов

Николаева Катя 11г школа №1112 2010 г.
Работая над созданием сайта, посвященного роману в стихах «Евгений Онегин», я решила провести более масштабное исследование в области пушкинского творчества. Творчество Пушкина всеохватно и многогранно и, знакомясь с ним, я уловила в пушкинской лирике множество мотивов, характерных для творчества других поэтов XVIII-XIX веков. Отсюда и возникла идея провести сравнительный анализ поэтических творений Пушкина с произведениями других поэтов и выявить ответ на главный вопрос: существовали ли определенные инварианты в поэзии пушкинской эпохи?
Как и большинство молодых поэтов, А.С.Пушкин в своем раннем творчестве выступает как подражатель известных в его время поэтов. Единственное отличие его творчества в том, что он примерял на себя чужие образы необычайно искусно. С самого детства Пушкин познакомился с французской литературой, в основном это были произведения французских писателей-классицистов. Помимо этого он освоил большое количество древней классической литературы во французском переводе. Первые шаги в творчестве Пушкина – это стихотворения именно на французском языке, которым он, как известно, в детстве владел гораздо лучше, чем родным. В период пребывания в Лицее Пушкин попал под влияние английских поэтов-романтиков и потому он неоднократно задействует в своих произведениях характерные для романтической поэзии мотивы смерти; его стихотворения исполнены мрачных, тяжелых чувств. Так, часы, проведенные в лицейском лазарете, смогли сподвигнуть поэта на создание трагического стихотворения:
В юности, подражая анакреонтической лирике Батюшкова и древнеримским поэтам-эпикурейцам, Пушкин воспевает радости жизни. Внимая Радищеву, создает оду «Вольность» в пару к его «Оде Вольности». Подводя итог своему творчеству, поэт даже напишет об этом в черновом варианте стихотворения «Памятник»: «Вослед Радищеву восславил я свободу…» Также из отечественных поэтов вдохновителями Пушкина были такие поэты, как Державин, Херасков, Жуковский.
Батюшков Радищев
В качестве доказательства сравним стихотворение Жуковского «Взошла заря. Дыханием приятным…» и стихотворение Пушкина «Мечтатель»:

Мечтатель

По небу крадется луна,
На холме тьма седеет,
На воды пала тишина,
С долины ветер веет,
Молчит певица вешних дней
В пустыне темной рощи,
Стада почили средь полей,
И тих полет полнощи;

И мирный неги уголок
Ночь сумраком одела,
В камине гаснет огонек,
И свечка нагорела;
Стоит богов домашних лик
В кивоте небогатом,
И бледный теплится ночник
Пред глиняным пенатом.

Главою на руку склонен,
В забвении глубоком,
Я в сладки думы погружен
На ложе одиноком;
С волшебной ночи темнотой,
При месячном сиянье,
Слетают резвою толпой
Крылатые мечтанья,

<…>

Блажен, кто в низкий свой шалаш
В мольбах не просит счастья!
Ему Зевес надежный страж
От грозного ненастья;
На маках лени, в тихий час,
Он сладко засыпает,
И бранных труб ужасный глас
Его не пробуждает.

<…>

И тих мой будет поздний час;
И смерти добрый гений
Шепнет, у двери постучась:
«Пора в жилище теней!..»
Так в зимний вечер сладкий сон
Приходит в мирны сени,
Венчанный маком и склонен
На посох томной лени...
Пушкин в юности
***

Взошла заря. Дыханием приятным
Сманила сон с моих она очей;
Из хижины за гостем благодатным
Я восходил на верх горы моей;
Жемчуг росы по травкам ароматным
Уже блистал младым огнем лучей,
И день взлетел, как гений светлокрылый!
И жизнью все живому сердцу было.

Я восходил; вдруг тихо закурился
Туманный дым в долине над рекой:
Густел, редел, тянулся, и клубился,
И вдруг взлетел, крылатый, надо мной,
И яркий день с ним в бледный сумрак слился,
Задернулась окрестность пеленой,
И, влажною пустыней окруженный,
Я в облаках исчез, уединенный...
Жуковский
Оба стихотворения написаны в романтической эстетике и имеют схожие концепции. Тема обоих произведений – наслаждение красотами природы, уединением на ее лоне. Велико многообразие различных художественных приемов, использованных авторами. Это эпитеты (“мирный неги уголок”,” сладки думы”,”бранны трубы” – у Пушкина; “туманный дым”, “бледный сумрак” – у Жуковского), аллегории (“певица вешних дней”, “смерти добрый гений”, ”жилище теней” – у Пушкина; “благодатный гость” – у Жуковского), олицетворения (“крадется луна”, “тьма седеет”, “ночь сумраком одела” – у Пушкина; “сманила сон с моих очей” – у Жуковского), метафоры (“слетают резвою толпой” – у Пушкина; “жемчуг росы”,”огонь лучей” – у Жуковского).
Романтизм как литературное направление возник в России в XIX веке. Романтические произведения пользовались большой популярностью в связи c изменением ментальности у людей. Если в XVIII веке превыше всего ставился гражданский долг человека, а в литературе главенствовал классицизм с его характерной оппозицией «разум - сердце» с непременной победой первого над вторым, то для человека века XIX-го характерно осознание того, что, помимо патриотизма и рвения к службе, в человеке заложены и иные, не менее прекрасные чувства. Это любовь к окружающим, стремление к красоте и гармонии. Все это отобразил в своей концепции романтизм. И пушкинскому герою, и герою стихотворения Жуковского присуще это осознание новой для них действительности. Наслаждаясь простотой и чистотой мира природы, они находят новую возможность жить и мыслить. Но если стихотворению Жуковского присущи лишь описательные мотивы, то смысл пушкинского стихотворения гораздо шире. Он не просто любуется красотами окружающего мира и наслаждается тишиной – он осознает порочность цивилизованного мира по сравнению с миром природы и хочет укрыться на лоне природы от ложных идеалов.
Таким образом, раннюю лирику Пушкина нельзя свести к простому подражанию. Перенимая определенные мотивы чужой лирики, он уже в юном возрасте вырабатывал свой собственный стиль творчества, и, несмотря на чрезвычайную многожанровость ранней лирики Пушкина, в каждом своем стихотворении он узнаваем и индивидуален. А.С.Пушкин был наделен особым даром поэтизировать окружающий мир и рифмовать действительность. Он обладал чуткостью и восприимчивостью, а потому впитывал, как губка, все, что составляло его жизнь. В совокупности этих двух факторов и рождалось пушкинское творчество, пестрящее разнообразием мотивов, лиц и художественных приемов. Мастерство Пушкина состояло в умении тонко подмечать и талантливо воспроизводить. Так, одна из самых известных и любимых его поэм «Руслан и Людмила» представляет собой, по сути, описание действий и декораций модного в начале XIX века одноименного балета.
Александр Сергеевич Пушкин – безусловно, великий русский поэт, создатель современного русского литературного языка, отличался новаторством в своем творчестве. Большинство его произведений соответствуют такому литературному направлению, как реализм. Он писал, разрушая характерные для литературы своего времени каноны классицизма. Однако не все темы и мотивы, присущие лирике Пушкина, встречались лишь в его творчестве и были введены в русскую литературу именно им.
В связи с этим хотелось бы упомянуть такого поэта, как Алексей Андреевич Ржевский. Кратковременный, но плодотворный и яркий период его творчества пришелся на 1759-1763 года, в течение которых им было создано более 200 произведений. Не будучи известным сейчас, он, однако, возымел широкую популярность в среде литераторов своего времени. Он был активным членом московского поэтического кружка Хераскова, печатался в журналах «Трудолюбивая пчела», «Ежемесячные сочинения», «Полезное увеселение», «Свободные часы». Сборников его стихотворений издано не было, поэтому все литературное наследие Ржевского дошло до нас лишь на страницах этих журналов. По роду деятельности этот человек не был литератором. В период своего стихотворчества он находился в чине гвардейского унтер-офицера, служа при императрице Елизавете Петровне. Восшествие на престол Екатерины Второй и ее «золотой век дворянства» помогло происходившему из знатного рода Ржевскому значительно поднять свой общественный статус. Он стал сенатором, но именно с началом роста его карьеры закончился период его творчества. Однако, несмотря на его непродолжительность, поэтическое наследие Ржевского огромно. Он внес в поэзию ряд новых литературных приемов, выступил создателем новых поэтических форм, таких как стихотворение-период, стихотворение, построенное по типу загадки, ода из односложных слов, стихотворение. Читаемое с разным расположением строк и многое другое.
А.С.Пушкин конечно же был знаком с творчеством А.А.Ржевского. Вероятно, им было также немало почерпнуто из его произведений: система образов, некоторые приемы. Иначе чем объяснить то, что при чтении стихов Ржевского на ум неизменно приходят мотивы пушкинской лирики?
В качестве доказательства сравним и проанализируем отрывок из «письма Онегина» Пушкина и стихотворение «Портрет» Ржевского.

Портрет

Желать, чтоб день прошёл, собраний убегать,
Скучать наедине, с тоской ложиться спать,
Лечь спать, не засыпать, сжимать насильно очи,
Потом желать, чтоб мрак сокрылся тёмной ночи,
Не спав, с постели встать; а встав, желать уснуть.
Взад и вперёд ходить, задуматься, вздохнуть
И с утомлёнными глазами потягаться,
Спешить во всех делах, опять остановляться,
Всё делать начинав, не сделать ничего,
Желать, желав - не знать желанья своего,
Что мило, то узреть всечасно торопиться,
Не видя - воздыхать, увидевши - крушиться,
Внимав, что говорят, речей не понимать,
Нескладно говорить, некстати отвечать,
И много говоря - ни слова не сказать,
Идти, чтоб говорить, прийти - и всё молчать,
Волненье чувствовать жестокое в крови:
Се! зрак любовника, несчастного в любви.

Ржевский
<…>

Нет! Поминутно видеть Вас,
Повсюду следовать за Вами,
Улыбку уст, движенье глаз
Ловить влюбленными глазами,
Внимать Вам долго, понимать
Душой все Ваше совершенство,
Пред Вами в муках замирать,
Бледнеть и гаснуть – вот блаженство!

<…>

Пушкин
С первого же взгляда в глаза бросается схожесть в построении стихотворений. В обоих используется такой синтаксический прием, как ряды однородных членов. Более того, однородные члены в обоих случаях выражены глаголами в инфинитиве. В стихотворении «Портрет» встречаем такие глаголы: желать, убегать, скучать, спать, не засыпать, сжимать, вставать и т.д. То же самое видим и в «письме Онегина»: видеть, следовать, ловить, внимать, понимать, замирать, бледнеть и гаснуть. Оба стихотворения написаны в ироническом ключе. Стихотворения объединяет общая тема – тема страданий влюбленного, но отвергнутого человека. Однако, если Евгений Онегин насмехается над своими чувствами, то лирический герой стихотворения «Портрет» - над своими поступками. Его смущает, что он, забросив службу, погружен в любовные переживания. Наблюдается явное противопоставления долга чувствам, что, кстати, является характерной чертой классицистического произведения. Герою А.С.Пушкина его страдания непривычны. Евгений Онегин просто не понимает, как он, умеющий влюбить в себя любую девушку и никогда не испытывающий глубоких любовных переживаний, вдруг влюбляется сам и не может заставить предмет своего обожания ответить взаимностью. Его смешит собственная влюбленность и глупое поведение, но он ничего не может с этим поделать.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что А.С.Пушкин использовал в своей лирике приемы, характерные и для более раннего периода в литературе, представителем которого является А.А.Ржевский.
Однако хотелось бы подчеркнуть некоторые различия в лирике А.А.Ржевского и А.С.Пушкина. Рассмотрим следующие их стихотворения:
***

Хоть нет надежды мне любить,
Хоть я вотще тобой прельщаюсь,
Но страсть не можно истребить,
Хоть истребляти я стараюсь.
Ах, нет на то довольно сил!
Твой взор мне больше жизни мил.

Чем больше мне любить тебя
Судьбина наша запрещает,
Тем более, твой взор любя,
Моя горячность возрастает,
Тем больше рушится покой,
Тем больше я прельщён тобой.

С судьбой я мысли соглашал,
Тебя я долго удалялся;
Но тем любовь лишь умножал
И, ей противяся, терзался.
Хоть нет надежды никакой,
Однако ввек пребуду твой.

Любезная, то знаю я,
Что ввек тобой любим не буду,
Но сколь продлится жизнь моя,
Тебя, драгая, не забуду.
Хоть тщетно взор тобой прельщён,
Я для тебя на свет рождён.

***

Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно
То робостью, то ревностью томим.
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.

Эти стихотворения представителей различных веков объединяет некоторая схожесть в концепции. Тема обоих стихотворений – прощальные слова влюбленного, но оставленного человека. И лирический герой Ржевского, и герой Пушкина – оба осознали и приняли свое положения, хотя горькая нота сожаления звучит в их словах. Но если герой Ржевского, оставив все надежды, все же не может противиться своим чувствам и в его словах заметно смятение, то слова пушкинского героя исполнены спокойствия. Он не просто принял свое положение, но и избавился от ложных иллюзий в отношении своей любви. Он с легкой душой прощается с любимой, желая ей счастья в любви, что, несомненно, наделяет его благородством.

Поэзия Пушкина – не подражание, а отражение времени, в котором поэту довелось жить. Разностороннее восприятие помогло ему обрисовать многогранный облик своей эпохи.